ренессанс

статья в журнале Ландшафтный дизайн о нашем саде на международном Фестивале Садов в Шомон-сюр-Луар, Франция
Проведённый впервые в 1992 году, Международный Фестиваль Садов в Шомон-сюр-Луар,  Франция уже давно считается признанным местом встречи мастеров ландшафтного дизайна. Из нескольких сотен заявок на участие, приходящих ежегодно на конкурс, жюри отбирает 24 лучших проекта, которые впоследствии реализуются и радуют посетителей фестиваля в течение 6 месяцев (с апреля по октябрь). В этом году, впервые за время существования фестиваля, на нем представлен российский проект, инициатором которого выступил Государственный Русский музей.
 
 
 
Международный Фестиваль Садов в Шомон-сур-Луар отличается от других подобных фестивалей стремлением показать как можно больше инновативных, необычных, иногда сумашедших идей и решений. Здесь ценятся новые, интересные материалы, оригинальные сочетания растений, современные интерпретации понятия сад и садовое искусство. Каждый год организаторы фестиваля объявляют тему, которой посвящены все выставочные сады. В этом году темой стал «Сад ощущений». При этом речь шла о всех возможных ощущениях и разнообразных интерпретациях этих ощущений в саду. 
 
 
Сад Государственного Русского музея был спроектирован и построен ландшафтным бюро МОХ, Санкт-Петербург/Берлин. Идея сада относит нас к творчеству Казимира Малевича и его Черному квадрату. В 2013 году исполнилось 100 лет с момента написания этой картины, а также 135 лет со дня рождения ее автора. 
 
 
Концепцию сада можно описать следующим образом. Важнейшим и интереснейшим из ощущений, испытываемых человеком в саду, является ощущение времени. Его наглядное проявление – смена времен года. Но существуют и другие, более сложные формы времени, связанные с садом. Такие как, например, ощущение бесконечности жизни. Основой для этой бесконечности служит цикличность существования сада — он может быть разрушен, но он обязательно возродится. Ему нужны только земля, вода и солнце. И сад будет расти. При помощи человека или без нее. 
 
 
Тема бесконечности и цикличности жизни легла в основу концепции. В рамках выставки демонстрируется только позитивная фаза цикла – возрождение. Центром инсталяции является квадрат черного цвета – «сгоревший» сад, в котором просматриваются такие элементы, как скамья, ограждение, мощение, старые яблони, газон и миксбордер. Черный квадрат выбран как очень простой и, одновременно, мощный символ «начала всего», относящий нас к идеям и творчеству художника Казимира Малевича (1878-1935). За время работы выставки черный квадрат трансформируется в цветущий сад. 
 
Две цитаты художника, написаные на стене, окружающей квадрат, заставляют посетителей задуматься о смысле происходящего. Первая, размещенная у входа, гласит: «Я — начало всего». Вторая, расположенная внутри сада:  «Не должно остаться ни жизни, ни смерти, ибо эти два понятия врозь не существуют». 
 
 
Строительство сада заняло всего 11 дней. Видео его создания можно посмотреть по адресу — renaissance.mox.ru. По этому же адресу можно будет увидеть видео процесса возрождения сада, которое будет передаваться в реальном времени в интернет.
 

© мох, 2008-2015, +7 (499) 705-6555 , +7 (812) 424-3777, приморское ш., 6