ландшафт как палитра

публикация в журнале Под ключ

ПК:  Почему собственно ландшафтом вы занимаетесь? Любовь с детства ? Или образование такое ? Такая редкая специализация?

 

Юрий Фоменко:  Мои мама и дедушка были страстными садоводами, поэтому я много времени проводил с ними в саду или на даче. Лет в 12 они выделили мне целую грядку для экспериментов и даже подарили собственный секатор. Естественно, из года в год я отвоёвывал у огорода все больше и больше места, и родители, к счастью, сопротивлялись вяло. Вся квартира была заставлена всевозможными растениями, а к Новому году у меня на окне зацветали тюльпаны. Так что в 8 классе я твердо решил стать ландшафтным архитектором. Художественная школа помогла развить необходимые навыки для будущей профессии.

 

ПК:   Где ей учат,и кто мастера и авторитеты?

 

Ю. Ф.:  В девяностые годы было всего несколько вузов, которые давали эту специальность. Я закончил Московский Государственный Университет Леса по специальности «Садово-парковое строительство» - пожалуй, это был самый сильный вуз, и я очень благодарен моим преподавателям, которые меня научили искусству проектирования садов, научили чувствовать растения, вселили уверенность в себе и научили защищать мои проекты. Сейчас ландшафтному дизайну учатсямногие, только вот, к сожалению, выучиваются единицы. Хороший ландшафтный архитектор нынчередкость. В стране наберется, быть может, десятка два-три специалистов, которые действительно создают великолепные сады.

ПК:  Ландшафт - это такой долгий процесс, годы и годы нужны чтоб он сложился и при этом он почти анонимен ? Чем вас привлекает эта работа?

 

Ю. Ф.:  Интересно почему это он анонимен? Если говорить только о настоящем времени и только о России, то да, это так. Но это пройдет, должно пройти. В Европе же все проекты имеют авторов. Их имена можно в два счета найти в интернете. В книгах и журналах публикуются их статьи и комментарии. Они занимаются преподавательской деятельностью. Конечно, не всех интересуют их имена, но ведь и именами архитекторов интересуются далеко не все. Однако никому не прийдет в голову сказать, что архитектура анонимна.

 

В России ландшафтная архитектура тоже не всегда была анонимной. Исторические сады и парки имеют авторов, часто несколько, потому что все они время от времени перстраивались. В советское время парки, скверы, бульвары также проектировались вполне конкретными архитекторами и ландшафтными архитекторами. Достаточно заглянуть в Википедию, чтобы найти их имена.

 

И только современные проекты, появившиеся после развала СССР, авторов не имеют. Даже самые известные, такие как парк 300-летия Петербурга или, например, благоустроенная недавно набережная канала Грибоедова. Попробуйте-ка найти имена их авторов. Имена строительных компаний найти можно. Например «Возрождение». А кто проектировал? Загадка. Но, как я уже сказал, это явление временное и ландшафтные архитекторы, должны будут рано или поздно выйти из тени.

 

Лично для меня табличка с моим именем на входе в сад никогда не была самоцелью. Ведь радость и удовольствие от собственной работы могут приносить и очень простые вещи. Достаточно того, что я вижу как мои идеи воплощаются в жизнь. Но самое приятное – это благодарные слова заказчиков и приглашения в гости, чтобы посмотреть как цветут их розы и  яблони, или как разрослись кувшинки в пруду.

ПК:  Какие у вас вкусы и какие ориентиры? Чему отдаете предпочтение в стиле?

 

Ю. Ф.:  Удивительно, что буквально всех терзает этот вопрос. Во всяком случае именно его мне чаще всего задают. Почему никому не приходит в голову, что если ландшафтный архитектор имеет какие-то особые предпочтения и ориентиры, то он будет постоянно строить СВОЙ идеальный сад, а не идеальный сад своего заказчика? Сад — это своего рода зеркало, отражающее характер, образ жизни, потребности, ну и, конечно, возможности своего хозяина. Хозяина, а не архитектора. Ландшафтный архитектор просто обязан знать и любить как можно больше всевозможных стилей, дизайнов, растений, материалов, технологий и тд.

 

Мы стараемся следовать этому принципу и потому открыты любым пожеланиям заказчиков и любым представлениям о саде, от самых обычных, до самых экстравагантных.

ПК:  Где можно посмотреть ваши объекты?

 

Ю. Ф.:  Фотографии наших работ можно посмотреть в интернете, на сайте нашего бюро (www.mox.ru). Так как мы работаем в основном с частными заказчиками, то сами объекты посетить, к сожалению, нельзя. Но постепенно мы выходим и на городские заказы, так что, надеюсь, скоро нашу работу смогут увидеть все петербуржцы.

 

ПК:  Как зависит подход от наших геоусловий ?

 

Ю. Ф.:  Конечно, наши климатические условия не идеальны для создания садов. Но опыт наших специалистов и постоянный поиск новых технологий и материалов позволяет нам создавать долговечные сады, по качеству и красоте ничуть не уступающие садам наших европейских коллег.

ПК:  Есть ли мода и что сейчас популярно у заказчиков ?

 

Ю. Ф.:  Вы сами сказали, что ландшафтная архитектура — это процесс. Поэтому говорить о моде в этой области не совсем правильно. Модные тенденции — ненадежный фундамент, когда речь идет о саде, который достигнет своего расцвета через 20-30 лет и будет формировать окружающую среду для нескольких поколений семьи сегодняшнего заказчика. Мода проходит, а сад остается. И об этом забывать нельзя.

То, что принимают за моду в ландшафтной архитектуре — это скорее процесс появления на рынке новых возможностей: новых материалов, растений, технологий. Вокруг них создаются некие образы. Часто это следствие маркетинга. Такие образы и принимают за моду, потому что они новые, необычные. При проектировании сада можно отталкиваться от этих образов, от картинок. Но, наверное, правильнее искать опору для проекта в других областях, таких как особенности архитектуры дома, особенности окружающей природы, экология, организация пространства, функциональность, гармония, да и просто удобство наконец. Это не исключает использования новых материалов и технологий. Просто они становятся не целью, а средством.

 

Что же касается пожеланий и вкусов наших заказчиков, то последние несколько лет мы наблюдаем позитивную тенденцию их развития: от позиции «хочу так у соседа/друга/родственика» к позиции «хочу особенный, неповторимый сад».

 

ПК:  Идеальный ландшафт по вашему это что?

 

Ю. Ф.:  Для меня идеальный ландшафт – ландшафт, сделанный с умом, с душой и с любовью. Ухоженный, полный жизни и радующий тех, для кого он создан.

ПК:  хорошо бы еще  и несколко слов провашукоманду.

 

Ю. Ф.:  Ландшафтно-архитектурное бюро МОХ основано в 2008 году. Наши инженеры и архитекторы имеют более чем 10-летний опыт работы. Мы активно сотрудничаем с зарубежными коллегами, во многих проектах принимают участие немецкие ландшафтные архитекторы.  Наше бюро выполняет весь комплекс ландшафтно-архитектурных и строительных работ: от концепции до проекта, от строительства и поставки растений до ухода за объектом. Наша цель — сад, который принесет его хозяину радость и чувство гармонии.

© мох, 2008-2015, +7 (499) 705-6555 , +7 (812) 424-3777, приморское ш., 6