renaissance

выставочный сад на Фестивале Садов в Шомон-сюр-Луар, Франция

Сайт, посвященный проекту: renaissance.mox.ru

Проведённый впервые в 1992 году, Международный Фестиваль Садов в Шомон-сюр-Луар, Франция уже давно считается признанным местом встречи мастеров ландшафтного дизайна. Из нескольких сотен заявок на участие, приходящих ежегодно на конкурс, жюри отбирает 24 лучших проекта, которые в последствии реализуются и радуют посетителей фестиваля в течение 6 месяцев (с апреля по октябрь). В этом году, впервые за время существования фестиваля, на нем представлен российский проект, инициатором которого выступил Государственный Русский музей. Выставочный сад был спроектирован и построен ландшафтным бюро МОХ, Санкт-Петербург / Берлин.

Подход к формированию концепции

В качестве темы для 22-го международного фестиваля садов в поместье Chaumont-sur-Loire предложен «Сад ощущений» или Современная синестезия (“Garden of sensations” Contemporary synaesthesia).

На наш взгляд, важнейшим и интереснейшим ощущением, которое человек испытывает в саду, является ощущение времени. Его самые наглядные проявления – это смена времени суток и смена времен года. Эти два аспекта ощущаются нами автоматически, за счет изменения освещения и состояния растений. Таким образом, сад постоянно предлагает нам возможность задуматься о течении времени, почувствовать его.

Но существуют и другие, более сложные формы времени, связанные с садом. Например: ощущение бесконечности. Ведь даже уничтоженный сад вырастет, в той или иной форме, снова. Как феникс, который может восстать из пепла. Ему нужны только земля, вода и солнце. И сад будет расти. С дизайном или без. Он был до нас и будет после нас. И хотя сад, на первый взгляд, зависит от человека, в действительности это не так. Без человека сад будет другим, но он будет жить. А это значит, что сад, в некотором роде, бесконечен.

Renaissance

Именно эта тема: «бесконечность и цикличность жизни» была выбрана нами для создания концепции выставочного сада. При этом сад демонстрирует только позитивную фазу цикла – возрождение. Появление сада из ничего. Негативная фаза – разрушение остается за кадром и демонстрируется только как исходная ситуации. В качестве формы для сада мы выбрали черный квадрат, как очень простой и, одновременно, сильный символ начала всего, относящий нас к идеям и творчеству русского художника Казимира Малевича (1878-1935). В течение работы выставки (с апреля по октябрь), из черного квадрата появляется «сад».

В контексте сада черный цвет ассоциируется с чем-то сгоревшим, с углями, лежащими на земле. Угли и пепел подразумевают, что то, что существовало на этом месте, по какой-то причине исчезло. Но они имеют еще и дополнительный смысл – данный материал содержит в себе потенциал для роста. В нем содержится все (кроме воды и солнца), что нужно новому саду. Уже сам образ сгоревшего сада затрагивает сердце человека довольно сильно. А чем сильнее переживания, вызванные потерей чего-то, тем сильнее радость от того, что это «что- то» возрождается.

Планировка сада представляет из себя квадратное поле черного цвета, окруженное светлой дорожкой из набивного покрытия. Черный квадрат – это приподнятый на 50 см относительно дорожки «сгоревший» сад, в котором просматриваются такие элементы, как скамья, часть забора, мощение, яблони, газон и миксбордер. Пространство между дорожкой и живой изгородью заполнено миксбордером в бело-зеленых тонах, играющим роль цветущей рамки. С двух сторон квадрата находятся скамьи. Стороны, расположенные напротив скамей, ограничены белой деревянной стеной, формирующей также «прихожую». На стене размещены две цитаты из Казимира Малевича на русском, английском и французском языках, предлагающие посетителям задуматься о смысле того, что они увидят в саду. Первая, расположенная перед входом, гласит: «Я — начало всего», вторая, находящаяся внутри сада – «Не должно остаться ни жизни, ни смерти, ибо эти два понятия врозь не существуют». Имеющие объем «руины» придадут новому саду интересную, необычную фактуру, а сочетание «умершего» старого с появляющимся новым создаст совершенно незабываемую картину.

С течением времени сад будет восстанавливаться и расцветать. Мы хотим нарисовать образ спонтанной растительности, появившейся на месте пожара. При этом, мы помогаем природе, сажая и высевая определенные растения, но делаем это так, чтобы у посетителей создалось впечатление, будто сад вырос сам по себе.

Важной частью концепции является фотофиксация процеса, с вынесением результатов в интернет. Такое распространение информации о проекте само по себе является арт-проектом, который добавляет еще один уровень восприятия процесса.

© мох, 2008-2015, +7 (499) 705-6555 , +7 (812) 424-3777, приморское ш., 6